Корпусные детали дизеля ЗИЛа
К корпусным деталям дизеля зил относятся блок 5 цилиндров, гильзы 6 блока цилиндров, крышка 3 шестерен, опора 1 дизеля и др.
Блок цилиндров ЗИЛ, является основной корпусной деталью дизеля и представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального чугуна.
Гильза ЗИЛ, устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем - уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Гильзы по внутреннему диаметру сортируют на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М). Маркировка группы наносится на торце бурта гильзы. На дизель устанавливают гильзы одной размерной группы.
Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров в нижней части имеют приливы, предназначенные для образования верхних опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки, которые служат нижними опорами коленчатого вала. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены совместно в сборе с крышками коренных подшипников, поэтому менять крышки, местами нельзя.
Блок цилиндров ЗИЛ, имеет продольный канал, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. Блок цилиндров во второй и четвертой верхних опорах коленчатого вала имеет форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные поверхности для крепления центробежного масляного фильтра, жидкостного насоса, фильтра тонкой очистки топлива, маслоналивной горловины. Отклонение от плоскостности верхней поверхности блока цилиндров не должно превышать 0,15 мм (для нового блока - 0,05 мм).
Диаметр отверстий в блоке цилиндров под вкладыши коренных подшипников при затяжке болтов крепления крышек моментом 190-210 Н-м должен быть 81в+0,222степени мм. При износе поверхностей коренных опор до диаметра более 81,03 мм рекомендуется восстановление под увеличенный по наружному диаметру размер вкладыша. Переворачивание и перестановка крышек коренных подшипников не допускаются. Шерохо ватость поверхностей отверстий под вкладыши коренных подшипников должна быть Ra < 0,63 мкм.
Разность значений глубины расточек под бурт гильзы цилиндров не должна превышать 0,04 мм. Отверстия масляных каналов должны быть очищены от грязи.
Полость блока цилиндров, омываемая охлаждающей жидкостью, и масляные каналы должны быть проверены на герметичность по ГОСТ 7929-80 водой под давлением не менее 0,4 МПа в течение 1 мин. Покрытие необработанных поверхностей надо проводить грунтом ГФ-0119, ГФ-021 ГОСТ 25129-82 либо ПФ-020 ГОСТ 18186-79. Внутренние необработанные поверхности блока цилиндров, омываемые охлаждающей жидкостью, допускается не грунтовать.
При запрессовке передней, средних и задней втулок распределительного вала, масляные отверстия во втулке и блоке должны совпадать. Задняя втулка распределительного вала должна быть запрессована в блок на глубину 7 мм относительно задней плоскости, а передняя - заподлицо с передней плоскостью блока. Запрессовку втулок надо проводить с помощью комплекта специальных оправок .
На дизеле мод. 245.9Е2 установлены гильзы цилиндров мод. 245-1002021-А1-07 производства УП «ММЗ» или мод. 245-1002021-АЗ фирмы «Инчин» (Чехия). Головки блока цилиндров мод. 245-1003011-Б1 с винтовыми впускными каналами и свечами накаливания, с прокладкой мод. 50-1003020-А5 производства фирмы «Темак» (Чехия).
Масляный картер и передняя опора дизеля ЗИЛ.
Отклонение от плоскостности при-валочной поверхности масляного картера не должно превышать 0,25 мм. При испытании масляного картера жидкостью под давлением не менее 0,1 МПа течь или появление капель по всей поверхности не допускается. Отклонение от плоскостности поверхностей А и Б (рис. 3.23) передней опоры дизеля не должно превышать 0,1 мм. Отклонение от параллельности поверхностей Б относительно поверхности А не должно превышать 0,20 мм на длине 100 мм. Поверхности Б должны лежать в одной плоскости, допустимое отклонение 0,1 мм.
Расклепанная часть ограничителя не должна выступать над плоскостью плиты амортизатора более чем на 0,5 мм. Резина амортизатора не должна иметь трещин и надрывов. При сжатии амортизатора с усилием 2 кН деформация его по высоте должна быть (2,5+0,5) мм.
|